Личный автомобиль в городе - почему он вам не нужен
Собственный автомобиль в большом городе уже давно не комфортный способ передвижения, а источник проблем. Пару лет назад баланс затраты / возможности для автомобилистов был приемлемым. Сегодня проблем и затрат владелец личного автомобиля несёт слишком много, они перевешивают плюсы.
Согласно исследованию "Рено" в России, личный транспорт перестаёт быть необходимостью и становится услугой.
Для поколения 30+, машина по-прежнему атрибут мобильности. Для тех, кто моложе, для комфортных путешествий и перемещений достаточно пары добротных кроссовок и смартфона - с приложениями и картами, чтобы просчитать варианты маршрута и выбрать более удобный.
Если будет нужда в автомобиле, миллениалы возьмут его напрокат или перехватят по каршерингу.
Почему с каждым годом всё больше белорусов отказываются от собственных автомобилей? И что делать, если постоянно автомобиль не нужен, но в каких-то случаях без машины не обойтись?
Стоимость владения
Часто молодые люди, например, покупают машину потому, что давно хотелось / сдал на права / есть хороший вариант за хорошие деньги, читай - подвернулась.
Стоимость владения автомобилем никто не считает а, посчитав спустя пару лет, взвесив выгоды и «на что можно было потратить эти деньги», часто хватаются за голову и пересматривают приоритеты, избавляясь от авто.
В стоимость владения машиной входит не только бензин и ТО, пусть даже не у дилера. Это и траты на мойки и чистки, и все купленные в машину мелочи, особенно актуальные с наступлением зимнего сезона, и комплекты шин на замену, и любой мелкий ремонт со стоимостью запчастей.
Кроме того, за пару лет использования даже новый автомобиль теряет до половины своей стоимости.
Вот и получается: купив машину за несколько тысяч долларов, владелец вкладывает в неё за несколько лет деньги, а продаёт намного дешевле. Добавляет кровно заработанные, меняет на более свежий вариант - и опять теряет деньги, вкладываясь в обслуживание и содержание с каждым днём дешевеющей машины.
Да, новые машины становятся доступнее, но покупка машины - разовая трата, а вот за всё остальное - топливо, обслуживание, ремонт, страховка, госпошлина, ТО - придётся платить постоянно.
Просто сядьте и честно посчитайте, сколько вы вкладываете в автомобиль - от уплаты всех «поборов» до смены резины по сезону, амортизации и платных парковок.
"Дорожный налог"
Треть белорусов не платят "дорожный налог" - госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, которую ввели в 2014 году.
Госпошлину считают несправедливой, особенно для водителей, которые не пользуются машиной круглогодично. Много вопросов вызывает распределение этих выплат - так, автовладельцы, по сути, из своего кармана оплатили строительство бетонной МКАД-2, по которой никто не ездит.
Госпошлина рассчитывается исходя из массы автомобиля. Чтобы пройти техосмотр, нужно оплатить сбор в полном объёме - вот почему вместе с неуплатой "дорожного налога" белорусы вынужденно игнорируют и ТО.
Сейчас предпринимаются попытки отвязать уплату налога от техосмотра и вносить его отдельным платежом. Платить дорожный налог можно будет помесячно, за полную оплату на год предусмотрены скидки.
- Но изменения эти будут приняты не раньше лета этого года, а до реального изменения ситуации пройдёт минимум полгода.
- И даже с учётом этих изменений, не все автовладельцы смогут «потянуть» даже урезанную ставку дорожного налога.
Многие автовладельцы в решении отказаться от личного автомобиля сломались именно на этом моменте: нужно заново пройти техосмотр и заплатить налог.
В этот момент реальная стоимость владения машиной становится перед владельцем во всей красе.
Парковка
В ближайшие несколько лет в Минске парковка в пределах второго транспортного кольца станет платной, а дворы закроют от «чужих» автомобилей.
Для сравнения: в 2017 году в пределах второго городского кольца было 2,5 тысяч платных стояночных мест. К 2020 году их станет 25 тысяч: и это не только новые парковки, но и платные зоны на тех улицах, где раньше можно было оставить машину бесплатно.
Власти объясняют такую меру повышением безопасности (чтобы припаркованные автомобили не ограничивали обзор), повышением доступности стояночных мест (чтобы одним парковочным местом пользовались несколько человек), увеличением пропускной способности, снижением транспортной и экологической нагрузки.
Такими темпами, вопрос платного въезда в центр Минска - вопрос времени.
Для автомобилистов же такие нововведения - ножом по сердцу. Мало того, что в центре найти парковку и так сложно, придётся за неё платить или колесить по району полчаса, выискивая двор, куда можно приткнуться. В общем, сплошная головная боль на тему «куда деть машину».
В результате многие автовладельцы стараются избегать парковок (собственно, как и поездок) в центре города вообще.
Жильё или работа в центре Минска превращается из преимущества в проблему.
- Оставить машину на целый рабочий день на платной парковке обойдётся дороже, чем доехать туда и обратно на такси.
- Уже сейчас припарковаться в центре бесплатно и не нарушая ПДД практически невозможно.
- Владельцы даже дорогих автомобилей не готовы платить по 5 рублей в час за парковку на пл. Свободы на полчаса.
- Попытки припарковаться в центре крадут время. Можно приехать на место вовремя, но опоздать на встречу просто потому, что невозможно найти место даже на платных стоянках.
Многие подготавливают плацдарм для отступления заранее: выбирают жильё у метро, например, отказываются от автомобиля.
Пробки, стресс
Другой аспект, который заставляет владельцев хотя бы частично отказываться от машины - стресс.
Да, Минск не Москва, но в моменты, когда, скажем, ремонтируют путепроводы на МКАД, добраться по городу до места назначения на такси или транспорте проще и даже быстрее, чем нервничать в пробке.
То же самое касается часа пик: около 9 и 18 часов в центре города лучше не появляться в принципе.
Маневрирование в плотном потоке, конфликты при поворотах на дополнительную секцию светофоров, пробки в случае мелких ДТП и буквально парализующая город непогода, когда Минск стоит в 10-балльных пробках - тот случай, когда водителем быть совсем не весело и совсем некомфортно.
Плюс момент с уровнем фоновой тревоги. Не имея в собственности автомобиля, не приходится о нём беспокоиться.
Это касается и «подпирания» соседей во дворе, и банального хулиганства, когда можно обнаружить любимое авто без зеркал или с поцарапанным чужой дверью крылом.
Мода на ЗОЖ
Тенденция на активный образ жизни набирает обороты во всём мире. Пожалуй, отказ от личного автомобиля по этой причине - единственный позитивный повод.
Есть водители, которые с удовольствием летом пересаживаются на велосипед, покупают для недалёких поездок электросамокаты или просто стараются больше ходить пешком - хотя бы и до метро.
Цель - размяться, дать больше нагрузки своему организму, снизить вес, наслаждаться прогулками. Особенно актуальны такие мотивы для офисных работников и людей с сидячим образом жизни.
Бонусом - экономия на бензине и отсутствие переживаний по поводу движения в плотном потоке или простаивания в пробках.
Такие автовладельцы могут не избавляться от машины, просто она остаётся для холодного времени года и дальних поездок.
Правда, в этом случае появляется вопрос целесообразности содержания транспорта, который простаивает большую часть времени.
Когда без автомобиля не обойтись
Как бы не привлекала идея отказа от своей машины, сбросить с плеч груз обязательств и трат и радостно пересесть на общественный транспорт или такси не получится. Есть ряд ситуаций, когда отсутствие автомобиля весьма…чувствительно.
По работе. Сюда относятся все ситуации, связанные с проживанием далеко от места работы, в областном центре или на окраине, а также работа, которая предполагает активные переезды.
За покупками. Наши люди в булочную на такси ездят в исключительных ситуациях, так что, отказавшись от авто, приготовьтесь тащить всё купленное в гипермаркете на своих плечах. Сюда же относятся все дела, связанные с привезти / отвезти / забрать / доставить. Будь то мешок картошки, ворох детских вещей или рассада. Кстати о рассаде.
С детьми. Сложно представить полноценную жизнь в городе с ребёнком без машины или возможности пользоваться тем же такси постоянно. Съездить в поликлинику, в магазин, в гости, в парк или кино - с маленьким ребёнком без «колёс» это тот ещё квест.
За город. На дачу или за город сложно добраться без машины. Особенно с багажом. Не всех прельщают электрички или поезда, не везде удобно расположены остановки. Трястись с коробками и сумками в электричке, а после шагать два часа по пересечённой местности неудобно и долго.
В путешествие. Если посчитать затраты на топливо при поездке, например, в Европу на машине, то они где-то будут близко к авиабилетам, но ведь на машине люди не путешествуют в одиночку. А с учётом даже двоих пассажиров экономия поездок на машине очевидна. Многие принципиально выбирают автопутешествия - так можно посмотреть несколько стран ещё до места назначения, спланировать и осуществить целое приключение.
За комфортной поездкой. Что бы там ни говорили о экономии, во время вождения своего авто привыкаешь к определённому уровеню комфорта и личному пространству, которое не надо ни с кем делить.
- Толкучка в транспорте в час пик способна морально подкосить даже тех его приверженцев, которые доказывают, что во время поездок в ОТ решают рабочие вопросы, учатся или читают по дороге.
- Такси - это лотерея: не знаешь, какая машина приедет и с каким водителем, какую музыку придётся слушать или беседу поддерживать. Да и случаи с оплатой втридорога или конфликтами с водителями нередки.
- Каршерингом многие банально брезгуют, сравнивая общественный автомобиль с общественным клозетом. Действительно, до европейской культуры «деления автомобилем» нам далековато. Пьяные гонки, перевозки непонятно чего в салоне, царапины на кузове, которые могут повесить на тебя.. Последнюю охоту пользоваться каршерингом убивает затянутая процедура регистрации и дикие штрафы в случае ДТП.
Использовать такси, «убер» или каршеринг на постоянной основе не выгодно, человек экономит только за счёт того, что комбинирует варианты такой вот аренды с тем же метро или пешими прогулками.
Плюс фактор времени: такси нужно ждать, до ближайшего каршерингового авто придётся долго идти пешком, а часто даже подъезжать на транспорте - что разрушает идею удобства уже в зачатке.
- Подробно преимущества и недостатки каршеринга в Беларуси мы рассматривали здесь.
Если автомобиль не нужен постоянно, но без него не обойтись
Как видим, есть только два случая, когда без машины не обойтись - когда авто нужно до работы (используется для разъездов или чтобы добраться, других удобных вариантов нет) или когда нужно часто выезжать за город.
Для остальных случаев владение машиной скорее минус и удар по кошельку.
Единственное адекватное решение вопроса, когда нужно сесть и поехать, часто - на далёкие расстрояния или заграницу, и при этом надобности в личном транспорте нет - взять машину в аренду.
Такой подход решает ряд проблем:
- вы избавлены от необходимости обслуживать машину и платить налоги
- в то же время, получаете в полное своё распоряжение машину, на время оплаченных дней - это полностью ваш автомобиль
- вы сами выбираете нужную марку, модель, цвет и комплектацию автомобилей, можете менять эти параметры в зависимости от задач
- можете таким образом поездить на самых разных машинах, получить удовольствие от вождения, провести тест-драйв
- вы свободны в перемещениях - оплата не капает по таймингу, можно объездить всю Беларусь и даже выехать за границу.
Фактически, аренда автомобиля на несколько дней позволяет сэкономить на обслуживании своей личной машины и получить все преимущества личного транспорта - возможность ехать куда, когда и с кем хочешь, причём в комфорте. Хоть на дачу к друзьям на шашлыки, хоть в Болгарию на море семьёй.
Большое преимущество - что многие компании работают по принципу заключения договора прямо на месте.
То есть вам не нужно будет тратить время на поездку в офис - сотрудник KORTEG.by, например, лично привезёт выбранную машину по удобному адресу, и все нужные документы тоже.
Если же вам комфортнее ездить по городу на машине с водителем, у вас много встреч и нет желания рисковать со службами такси, возьмите автомобиль в аренду с водителем.
Как правило, это машины премиум-класса, которые идеально подойдут для встречи бизнес-партнёров, комфортного трансфера в аэропорт и помогут произвести нужное впечатление.