Skip to main content

Прокат автомобилей в СССР: как это было

Это кажется фантастикой, но прокат автомобиля в советское время был.

arenda 1

Сейчас нам трудно представить, каким открытием это стало для простых граждан. Уже к началу 1950-х годов советские граждане могли почувствоваться всю прелесть свободы передвижения по обширным просторам родины.

 Как появился прокат авто в СССР 

К сожалению, кто бы инициатором такой смелой инициативы, как прокат автомобилей в Советском Союзе, мы вряд ли узнаем.

Первый достоверный документ, который подтверждает наличие проката в советское время, датирован 1960 годом. Но это расходится с распространенной версией о том, что самый первый пункт аренды машин открылся в Москве раньше - в июле 1956 года.

В первый год работы Московский пункт проката на автобазе №12 насчитывал 80 автомобилей, в основном это были «Москвичи».

В марте 1959 года в Свердловке - нынешнем Екатеринбурге - открылся пункт, где было 20 автомобилей «Волга». Спустя полгода, в ноябре 1959 года, здесь уже можно было арендовать «Победу» и «ГАЗ-69».

К 1962 году пункты проката появились в 40 городах СССР - только вдумайтесь, это же целая сеть!

Открывались прокатные пункты на базе таксомоторных парков и автобаз.

arenda 2

 Зачем нужна была аренда авто в Советском Союзе? 

Как видим, услуга проката в СССР возникла во времена «хрущёвской оттепели». По мнению Хрущёва прокат машин позволил бы снизить количество автомобилей в крупных городах в 10-15 раз. Это, во-первых, снижает транспортную нагрузку на город, а во-вторых, улучшает экологию.

Да и простым советским гражданам было достаточно проблематично купить личный автомобиль. При этом съездить семьёй к морю в Крым или в гости к родственникам дружественной, но далёкой страны в пределах СССР хотелось. Прокат авто решал эту дилемму.

В принципе российские власти и сейчас рассчитывают на подобный эффект - альтернативные способы владения автомобилем, вроде проката авто или каршеринга, набирают популярность. Взять машину в аренду на пару часов или дней - способ решить свои вопросы, попутешествовать и при этом за счёт отказа от личного авто помочь в борьбе с пробками и за экологию. Так что да, прокат автомобилей в СССР можно назвать первой попыткой каршеринга в России.

arenda 5

 Какие машины и на каких условиях можно было взять напрокат 

Предполагается что в автопарк советского «каршеринга» попадали бывшие машины такси. Основными автомобилями в прокате были: «Москвич-407» и М-20 «Победа». А ещё советские граждане могли арендовать внедорожник «ГАЗ-69» недоступный обывателям в личное пользование в принципе.

Адреса прокатов в СССР публиковались в «Справочнике услуг бытового обслуживания населения». Но просто прийти в таксопарк или на автобазу, заполнить договор и получить машину - «Волгу», «Победу» или «Москвич» - было нельзя. Требовалось разрешение, которое выдавали в клубах туристов.

С полученным разрешением гражданин мог арендовать «Москвич» или «Победу» на срок от трёх дней до одного месяца. А вот чтобы покататься на премиум-классе советского автопрома, «Волге», нужно было совершить 10 безаварийных поездок на «Москвиче» или «Победе».

Санкции тоже предусматривались. Согласно статье №155 «Устава автомобильного транспорта РСФСР» ущерб за испорченную деталь в машине наниматель возмещал в трёхкратном размере.

Цены на аренду авто для советских граждан были лояльными. Взять «Москвич 407» на сутки обходилось в 1 рубль 20 копеек, плюс 24 копейки за дополнительные 10 км пробега. Если машину брали на срок от 10 дней, суточная оплата снижалась до 90 копеек. В таких условиях наиболее продвинутые пользователи услуги арендовали авто и ехали на Чёрное море в отпуск или в гости к родственникам в Молдову.

 arenda 3

 Почему аренда авто в СССР не прижилась? 

К сожалению, первый каршеринг в России просуществовал недолго. Уже к концу 1960-х о прокате авто в СССР мало кто помнил. С таким коротким периодом существования и связана неизвестность этого явления потомкам.

Цены доступные, арендовать машину несложно, достаточно разрешения, автомобилей хватает - почему же прокат в Советском Союзе не стал массовым явлением?

Всё дело в конкуренции и убытках. Прокат машин оказался невыгодным для тех таксопарков, которым принадлежали автомобили.

Высокая аварийность, большой пробег, частый кузовной ремонт, сложности с наличием специализированных СТО - затраты на содержание прокатных машин не оправдывали прибыль от услуги. А государство не посчитало нужным выделить средства на развитие инициативы.

arenda 4

 На этом с прокатом авто в СССР всё? 

В середине 1970-х советский каршеринг появился снова, но уже только для иностранцев. Посетители из заграницы могли брать в прокат автомобили и свободно перемещаться по просторам необъятной.

В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» главная героиня Ольга как раз разъезжает на прокатном ВАЗ-2103.

Собственная машина в городе нужна или нет? Мы изучали вопрос в этой статье.

Автор статьи
05 апреля 2022
Заказать звонок